С того момента, как Постановлением от 14 апреля 2008 г. № 7-П Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, граждане получили возможность регистрироваться по месту жительства в дачных домах, признаваемых пригодными для постоянного проживания жилыми строениями. Читать далее
Раздел приватизированной квартиры
При разделе общей совместной собственности супругов нередко возникает вопрос о разделе приватизированной квартиры.
Степень сложности его решения зависит от следующих обстоятельств.
Если квартира передавалась в собственность одного из супругов до вступления им в брак, то эта квартира, бесспорно, исключается из общей совместной собственности супругов и разделу не подлежит.
Если квартира была приватизирована в период брака и оформлена в равнодолевую собственность супругов, то проблем также не возникает. Читать далее
Улучшение жилищных условий по программе реновации
Проводимая Правительством города Москвы программа реновации жилого фонда предусматривает возможность взамен приобретения равнозначного жилого помещения улучшить свои условия проживания.
1 февраля 2018 г. Правительством Москвы было принято постановление N 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения» Читать далее
Гарантии жилищных прав при реновации
Федеральным Законом Российской Федерации от 01.07.2017г. № 141-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации-городе федерального значения Москве.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I “О статусе столицы Российской Федерации” под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также – реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства. Программа реновации устанавливает очередность сноса многоквартирных домов, включенных в программу реновации. Очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.
Вопросам реновации посвящены новые статьи этого закона 7.1-7.8. Читать далее
Компенсация (выкупная цена) за аварийное жильё
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Часть 10 ст. 32 ЖК РФ предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи. Читать далее
Аварийное жильё собственников
Массовое строительство многоквартирных домов ударными темпами началось в тогда ещё Советском Союзе с 50-х годов прошлого века. При этом главной целью было удовлетворить потребности в жилье как можно большего числа граждан, проживавших в условиях, зачастую далёких от элементарных жилищных требований.
Поскольку при возведении жилья во главу угла ставилось количество его квадратных метров, а не качество, то срок эксплуатации построенных в тот период домов был рассчитан в среднем немногим более, чем 50 лет.
По этой причине, вопрос об аварийности и ветхости жилья и переселении из него проживающих там граждан к началу текущего столетия приобрёл немаловажное значение и нередко является предметом судебного разбирательства. Читать далее
Выдел доли жилого дома
В долевой собственности граждан могут находиться все виды жилых помещений, предусмотренных ст. 16 ЖК РФ.
Однако выделить долю в натуре возможно преимущественно только из жилого дома.
Общие правила раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли предусмотрены ст. 252 ГК РФ: Читать далее
Предоставление жилых помещений (жилья) вне очереди (внеочередное)
Учитывая социальную направленность деятельности Российского государства законодатель предусмотрел льготные условия удовлетворения потребности в жилище для наименее защищённой категории граждан.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ одной из категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Читать далее
Изменение учётного дела нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилых помещениях
Вопросы постановки на жилищный учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве урегулированы постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 815-ПП “О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ”.
Однако, в жизни регулярно возникают ситуации, когда к гражданам, проживающим в жилых помещениях и состоящим на жилищном учёте, вселяются их члены семьи.
Эти положения также регламентировались постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 815-ПП.
Однако, постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2017 г. N 1100-ПП “О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельного положения правового акта) города Москвы” в постановление Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. N 815-ПП “О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ” порядок формирования учётных дел и внесения в них изменений был изменен.
Пункт 4.5 приложения к постановлению был изложен в следующей редакции:
“4.5. Основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства, поданное в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы “Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП, по которому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы принято решение о принятии граждан на жилищный учет. Включение в учетное дело состоящих на учете граждан, включенных в списки нуждающихся в жилых помещениях, сформированное в отношении жилого помещения, граждан, не состоящих на жилищном учете, вселенных в данное жилое помещение и (или) проживающих в нем по месту жительства, не допускается, за исключением несовершеннолетних граждан, вселенных в установленном порядке в такое жилое помещение.”
Пункт 4.6 приложения к постановлению был изложен в следующей редакции:
“4.6. Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается. В случае вселения в установленном порядке новых совершеннолетних членов семьи, не состоящих на жилищном учете, в жилое помещение, в котором проживают граждане, состоящие на жилищном учете, и рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан, проживающих в таком жилом помещении, изменения в сформированное учетное дело не вносятся. Принятие на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого сформировано учетное дело, осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы “Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП “Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений”. При принятии Департаментом городского имущества города Москвы решения о принятии на жилищный учет всех граждан, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, как членов одной семьи формируется новое учетное дело.”
Раздел 5 приложения к постановлению был изложен в следующей редакции:
“5. Внесение изменений в учетные дела граждан.
5.1. Внесение изменений в учетные дела граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. либо признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 г. N 521-ПП “Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений” и настоящим Порядком в случаях:
5.1.1. Включения в учетное дело несовершеннолетних детей на основании заявлений их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей), состоящих на жилищном учете и проживающих с несовершеннолетними детьми в одном жилом помещении.»
Характеризуя указанные выше изменениям московского жилищного законодательства по жилищному учёту, можно сказать, что они, на фоне проводимой московским правительством реновации старого жилья, являются в определённом смысле проявлением ужесточения жилищной политики по отношению к вселяемым членам семьи очередников.
Единственным случаем, когда допускается изменение учётного дела с сохранением года постановки на жилищный учёт, является вселение в квартиру несовершеннолетних детей на основании заявления стоящих на очереди родителей.
Во всех остальных случаях формируется новое учётное дело.
Адвокат: Панасюк В.И.
Признание (оформление) права собственности на самовольную постройку в суде
Традиционно в России довольно большую долю в малоэтажном строительстве занимают самовольные постройки.
Происходит это по разным причинам.
На первом месте среди них – это дороговизна и недоступность из-за большого числа бюрократических процедур возможности официально получить проект на строительство жилого дома.
Не уступает этой причине по популярности и отсутствие градостроительной культуры у простого обывателя, которая присутствует, например, в западноевропейских странах, где роль государства и органов самоуправления в формировании и проведении градостроительной политики традиционно сильна. Читать далее