К сожалению, как показывает практика последних лет, реализация жилищных программ Департаментом городского имущества города Москвы имеет тенденцию к использованию любых поводов для того, чтобы снять с жилищного учёта москвичей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
В качестве одного из таких поводов для снятия с жилищного учёта используется наличие у жителей города Москвы домов в сельской местности и дач, что трактуется как утрата основания, дающего им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Cтатья 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» гласит, что в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учитывая это, при установлении уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет или снятия с жилищного учёта принимаются в расчёт имеющиеся у них дома в сельской местности и дачи.
Критерием учёта при определении наличия у граждан оснований для постановки на жилищный учёт до 2017 был уровень благоустроенности имеющиеся у них дома в сельской местности и дачи.
Практика московских судов в тот период складывалась таким образом, что из 10 случаев отказа в постановке на жилищный учёт или снятия с жилищного учёта владельцев таких домов и дач 8 признавались ими незаконными.
Однако, начиная с 2017 года ситуация кардинальным образом изменилась. Действия Департамента городского имущества города Москвы по снятию с жилищного учёта москвичей, владеющих домами и дачами за городом, стали признаваться законными.
Причиной для этого явилось следующее обстоятельство.
До 2017 года действовала старая редакция ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в соответствии с которой жители Москвы признавались нуждающимися в жилых помещениях если проживали в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в Приложении № 1 к этому Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
Это приложение предусматривает, что благоустроенные жилые помещения в Москве должны соответствовать следующему стандарту: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от материала стен.
Согласно старой редакции ч. 4 ст. 8 Закона, при признании жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, не учитывались дома и дачи, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в Приложении № 1 к этому Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. № 55 в ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» были внесены поправки, вступившие в силу 9 января 2017 г.
В соответствии с этими поправками жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы получил возможность при определении уровня обеспеченности граждан жилой площадью не принимать во внимание уровень благоустроенности принадлежащих им домов в сельской местности и дач и учитывать их включать их жилую площадь в расчёт наряду с благоустроенными квартирами в многоквартирных домах.
Получилась абсурдная ситуация. А именно, при определении уровня обеспеченности граждан в г. Москве учитываются жилые помещения в многоквартирных домах, дома в сельской местности и дачи.
Однако Закон № 29 указывает на критерий благоустроенности только в отношении жилых помещениях в многоквартирных домах. В отношении критериев учёта домов в сельской местности и дач, Закон № 29 ничего не говорит. Чем же руководствуются суды, принимая в этом споре сторону Департамента городского имущества города Москвы?
Судебная практика заполнила этот пробел критерием «пригоден для проживания», определяемым в отношении сельских домов и дач создаваемыми местными администрациями жилищными комиссиями.
Однако при этом не даётся оценки тому факту, что принимаемые такими комиссиями акты не соответствуют ни по процедуре их принятия, ни по форме Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 29.11.2019) “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом”.
Кроме того, при принятии решений в пользу Департамента городского имущества города Москвы суды не учитывают положения ст. 6 ЖК РФ, в соответствии с которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Следуя данной логике, было бы правильным ч. 4 ст. 8 Закона в действующей в настоящее время редакции не применять к жителям Москвы, вставшим на жилищный учет или приобретшим в собственность неблагоустроенные дома и дачи до 9 января 2017 г.
Указанная статья Закона в действующей редакции может быть применена при определении уровня обеспеченности граждан жилым помещением при постановке на жилищный учет только к тем жителям Москвы, которые встали на жилищный учет или приобретшим в собственность неблагоустроенные дома и дачи после 9 января 2017 г.
Адвокат: Панасюк В.И.