Истребование жилого помещения у добросовестного приобретателя.

Лицо, утратившее своё имущество, может истребовать его у приобретателя, не являющегося добросовестным, во всех случаях.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” определяется, в каком случае приобретатель имущества не может быть признан добросовестным.

А именно, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 – Единый государственный реестр недвижимости) было зарегистрировано не за отчуждателем, или в ЕГРП (ЕГРН) имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества; в то же время запись в ЕГРП (ЕГРН) о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя; ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем; собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.

А в каком случае, имущество подлежит истребованию у приобретателя, признанного добросовестным?

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Таким образом закон определил правовое регулирование, в соответствии с которым защита прав лица, считающего себя собственником имущества, возможна путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются предусмотренные статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации основания, дающие право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).

Возможность истребования имущества у добросовестного приобретателя отвечает целям обеспечения стабильности гражданского оборота и направлено в целом на установление баланса прав и законных интересов всех его участников.

Лицо, утратившее помимо своей воли принадлежавшее ему имущество, вправе обратиться с иском об истребовании недвижимого имущества к добросовестному приобретателю, не смотря на то, что тот в установленном законом порядке указан как собственник имущества в Едином государственном реестре недвижимости.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2017 г. N 16-П следующим образом объяснил соответствие Конституции Российской Федерации предусмотренного ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации механизма: «С жилым помещением, истребуемым его собственником из владения гражданина, связаны не только конституционно значимые имущественные интересы этого гражданина как добросовестного приобретателя, но и конституционные гарантии реализации им права на жилище, закрепленные статьей 40 Конституции Российской Федерации. Те же гарантии предоставляются гражданам, истребующим выбывшие из их владения жилые помещения в целях защиты своих и членов своей семьи имущественных и неимущественных интересов».

Обычно жилые помещения в собственности добросовестного приобретателя оказываются в результате нескольких сделок.

Исковые требования об истребовании жилых помещений у добросовестных приобретателей включают в себя, как правило, в рамках одного судебного разбирательства предварительное требование о признании сделки, прекратившей право собственности истца, недействительной.

Истребование имущества у добросовестного приобретателя возможно только после того, как сделка, прекратившая право собственности истца, будет признана недействительной.

Адвокат: Панасюк В.И.