Жилищный учёт (очередь на квартиру), за что могут снять (исключить).

В действующем жилищном законодательстве вопросы снятия с жилищного учёта находятся в совместном ведении Российской федерации и её субъектов.

На федеральном уровне основным документом, регламентирующим жилищные отношения, является Жилищный кодекс Российской Федерации.

Статья 56 ЖК РФ предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В городе Москве, как субъекте Российской Федерации вопрос снятия с жилищного учёта освещается в Законе г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей года Москвы на жилые помещения», в соответствии со ст. 15 которого жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;
3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
4) при перечислении в установленном порядке безвозмездной субсидии для приобретения в собственность или строительства жилого помещения в целях приобретения его в собственность на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина;
5) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;
6) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
7) при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или об отказе от улучшения жилищных условий или предоставления жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 21 настоящего Закона;
8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Процедурные вопросы внесения изменений в учётное дело в отношении снятия граждан с жилищного учёта отражены в Постановлении Правительства города Москвы от 09 сентября 2008 г. № 815-ПП «О прядке учёта граждан в целях реализации городских жилищных программ».

В соответствии с положениями Постановления, если вселенному в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., новому совершеннолетнему члену семьи или вселённому в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности городу Москве, супругу, родителю или совершеннолетним детям нанимателя, признанного нуждающимся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, отказано в признании малоимущим, то Департаментом городского имущества Москвы в установленном порядке инициируется проверка сохранения оснований для обеспечения жилым помещением в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации всех проживающих по данному адресу граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. По результатам проверки семья может быть снята с регистрационного учёта.

При выбытии гражданина на постоянное место жительства за пределы города Москвы он в установленном порядке снимается с учета. Данные о снятии гражданина с учета заносятся в Реестр.

Поскольку Постановление отражает лишь процедурные вопросы, то снятие с жилищного учёта в соответствии с ним, связано с моментами вселение в квартиру и выселения из неё.

Наступление обстоятельств, указанных в ст. 56 ЖК РФ и ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей года Москвы на жилые помещения» не всегда влечёт за собой возникновение оснований для снятия с жилищного учёта. Однако, Департамент городского имущества Москвы, не всегда может это определить и принимает решение о снятии с жилищного учёта, руководствуясь формальными признаками. В этом случае единственной возможностью отстоять свои жилищные права является оспаривание этого решения в судебном порядке.

Адвокат Панасюк В.И.