Как оспорить отказ в постановке на жилищный учёт или снятие с него в результате изменения состава семьи, как действия, повлекшего ухудшение жилищных условий.

Значительное число жилищных споров, рассматриваемых в судебном порядке, составляют поданные в соответствии со ст. 254 ГПК РФ заявления об оспаривании решений уполномоченных органов исполнительной власти (в Москве им является Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы), об отказе в постановке на жилищный учёт, исключении из числа состоящих на таком учёте, отказе в предоставлении жилых помещений, субсидий на их приобретение и т. д.

В качестве основания принятия уполномоченным органом решения об отказе указывается то, что в течение последних пяти лет были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а именно изменен состав семьи в связи с расторжением брака.

Действительно, действующим федеральным и московским законодательством предусмотрены правила, которые препятствуют умышленному созданию условий, влекущих за собой признание граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Так, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям г. Москвы из жилищного фонда г. Москвы или помощи г. Москвы в приобретении жилых помещений жителями г. Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи г. Москвы. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.

Судебные споры по заявлениям о признании незаконными решений уполномоченных органов исполнительной власти об отказе в в постановке на жилищный учёт, исключении из числа состоящих на таком учёте, отказе в предоставлении жилых помещений, субсидий на их приобретение и т. д. возникают в результате формального подхода работников, в чьи функции входит разрешение данного вопроса.

Указанные выше нормы права об условиях постановки на жилищный учёт толкуются ими буквально, в результате чего наличие самого факта расторжения брака расценивается ими как обстоятельство, влекущее за собой отказ.

Как упоминалось в начале настоящей статьи, решение об отказе в постановке на жилищный учёт оспаривается заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ по правилам производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Не смотря на то, что в соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), заинтересованное лицо должно, при определении позиции по делу и доказывании доводов в её обоснование, исходить из того, что из смысла правовых норм, содержащихся в Жилищном кодексе и Законе г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” следует, что при предоставлении жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы учету подлежит не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данным действием жилищных условий.

Следовательно, необходимо произвести и предоставить в судебное заседание расчёт жилой площади, приходящийся на каждого проживающего в жилом помещении гражданина на момент заключения брака и после его расторжения. При этом расчёт производить по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, в соответствии с которыми, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет, исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Как видно из изложенного, при расчёте должна приниматься во внимание не только площадь жилого помещения, в котором проживает заинтересованное лицо, но и все жилые помещения или их части, в отношении которых кто-либо из членов семьи, в том числе и бывший супруг, обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности.

Адвокат Панасюк В.И.