Когда наличие другого жилья не учитывается при постановке на жилищный учёт (очередь на квартиру).

Значительную долю жилищных дел, рассматриваемых в судах, занимают дела об оспаривании распоряжений Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, связанных со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказе в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ и т. д.

Остановимся на тех из них, где в качестве оснований для отказа служит наличие у заявителя и членов его семьи иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают правом пользования или правом собственности.

Принимая оспариваемые распоряжения Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы руководствуется Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”. В соответствии с его положениями при принятии решений о постановки на жилищный учёт, предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности.

При решении жилищного вопроса семей, состоящих на жилищном учете, рассматривается жилищная обеспеченность всех членов семьи. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” (далее – Закон г. Москвы N 29), жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.

К выводу об изменении жилищных условий, которые влекут за собой отказ в постановке на жилищный учёт или снятие с него Департамент жилищной политики и жилищного фонда приходит, когда выясняется, что у заявителя или членов его семьи имеются иные жилые помещения в отношении которых они обладают правом пользования или правом собственности. Обычно такие выводы имеют место после того, как кто-то из членов семьи заявителя вступает в брак, а у супруга оказываются права на иные жилые помещения.

Однако, как показала судебная практика, не во всех случаях эти выводы являются верными.

По смыслу пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы N 29 во взаимосвязи с положениями ст. 20 того же Закона, основания для предоставления жителям города Москвы жилых помещений в пользование либо в собственность с помощью города Москвы считаются отпавшими, если в результате изменения жилищных условий уровень обеспеченности жилой площадью лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях, станет превышать норму предоставления площади жилого помещения на человека, т.е. превышать 18 кв. м площади жилого помещения.

Помимо этого, необходимо тщательно выяснить, действительно ли жилищные условия заявителей изменились.

Само по себе вступление в брак не является обстоятельством, порождающим у одного из супругов право пользования жилым помещением другого супруга.

Необходимо выяснить, приобрел ли супруг члена семьи заявителя право пользования принадлежащим последнему жилым помещением, так же, соответственно, приобрели ли члены семьи заявителя право пользования жилым помещением, которое имеет супруг члена семьи.

Кроме того, подлежит выяснению статус и полномочия супруга члена семьи заявителя по отношению к занимаемому жилому помещению, является ли он нанимателем этого жилого помещения по договору социального найма, вправе ли самостоятельно распоряжаться жилым помещением, в том числе наделять других лиц правом пользования этим жилым помещением.

Так же необходимо учитывать, что при определении уровня обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения площадь супругов заявителей, которые не состоят на жилищном учете в составе членов семьи заявителей, учитываться не должна.

Данный вывод следует из содержания норм п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, согласно которым жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.

Адвокат Панасюк В.И.