Улучшение жилищных условий включает в себя широкий круг возможностей. Это может быть получение квартир по договорам социального найма, приобретение квартир и жилых домов в собственность, индивидуальное жилищное строительство, реконструкция, перепланировка уже имеющихся в пользовании жилых помещений и другие способы.
Однако граждан интересуют, прежде всего, способы улучшения своих жилищных условий с наименьшими материальными затратами.
Бесспорно, к таким в первую очередь можно отнести получение жилья на основании договора социального найма.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Общие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма предусмотрены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Применительно к жителям города Москвы они конкретизированы в Законе города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон № 29).Этот закон предусматривает как предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, так и предоставление помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы.
Из всего ряда возможностей улучшения жилищных условий, предусмотренных в указанном законе, остановимся на предоставлении гражданам жилых помещений на основании договора социального найма. Непременным условием предоставления гражданам жилых помещений на основании договора социального найма является признание их нуждающимися в жилых помещениях и постановка в связи с этим на жилищный учёт.Нуждающимися в жилых помещениях могут признаваться как малоимущие граждане, так и иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы категории граждан.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Вопросы признания граждан малоимущими в городе Москве урегулированы в Законе г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Условия и основания признания жителей Москвы нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены в ст. ст. 7. и 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». В соответствии со ст. 7 Закона № 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно ст. 8 Закона № 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
5) утратил силу. – Закон г. Москвы от 18.06.2008 N 24;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Учётная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв. м. площади жилого помещения для отдельных квартир.
Решение о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы. После его принятия граждане ставятся на жилищный учёт. На каждое лицо, поставленное на жилищный учёт, заводится учётное дело. Один раз в пять лет производится перерегистрация жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт.
Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;
3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
4) при перечислении в установленном порядке субсидии;
5) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в представленных заявителем документах не соответствующих действительности сведений, которые послужили основанием для принятия заявителя на жилищный учет;
6) при выявлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
7) при подаче в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом;
8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека.
Вне очереди жильё может предоставляться следующим категориям граждан:
1). жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей города Москвы, установленным федеральным законодательством;
2). жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека.
В заключении следует обратить внимание на то, что помимо жилищного учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений (в отношении жителей, вставших на учёт после 01.03.2005г.) и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в отношении жителей, вставших на учёт до 01.03.2005г.), которые ведёт орган исполнительной власти города Москвы (Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы), свои жилищные учёты имеются в организациях и внутригородских муниципальных образованиях (городских округах и поселениях г. Москвы).