Имущественные споры при расторжении договора лизинга.

Принятие Пленумом ВАС РФ 14.03.2014г. постановления № 14 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» внесло определённую ясность в подходах судебных инстанций к различным спорным ситуациям, возникающим в процессе исполнения договора выкупного лизинга, и можно сказать, кардинально изменила судебную практику.
До выхода в свет указанного постановления в целом неоднозначная судебная практика стала приобретать определённую тенденцию после принятия Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда от 12 июля 2011г. № 17389/10 . В соответствии с ней предметом исковых требований лизингополучателя после расторжения договора лизинга лизингодателем стало взыскание неосновательного обогащения в виде выплаченной в составе лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга. При этом выкупная стоимость предмета лизинга определялась на момент заключения договора в процентном отношении к общей сумме предстоящих к уплате лизинговых платежей. То есть, определялось, какая доля в общей сумме лизинговых платежей приходится на стоимость предмета лизинга.
Соответственно, вместе с периодическими лизинговыми платежами, уплачиваемыми по согласованному графику, в определённой пропорции производилась выплата выкупной стоимости предмета лизинга.
В соответствии с этой логикой, на момент расторжения договора лизинга и возвратом предмета лизинга лизингодателю, вместе с лизинговыми платежами, была оплачена определённая часть его выкупной стоимости.
Поскольку предмета лизинга возвращён, то необходимо возвратить и встречное предоставление в виде оплаты его стоимости.
Такой подход связывался с пониманием договора лизинга как сложного договора, в состав которого включены элементы договора купли-продажи.
Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014г. № 14 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» изменило вышеизложенное понимание правовой природы договора лизинга. Прежде всего, необходимо отметить, что в постановлении не упоминается выкупная стоимость предмета лизинга, взыскание которой в период до его выхода в свет, лежало во главе угла практически всех исковых требований, связанных с расторжением договора выкупного лизинга.
Если после расторжения договора возникает спор, в котором речь идёт об исковых требованиях лизингополучателя к лизингодателю о взыскании неосновательного обогащения, решение об их удовлетворении зависит в первую очередь, в соответствии с разъяснениями постановления, от положительного или отрицательного сальдо их взаимных обязательств.
Методика его выведения подробно изложена в постановлении Пленума ВАС РФ.
По результатам выведения сальдо взаимных обязательств лизингодателя и лизингополучателя определяется, превышает ли полученное лизингодателем по расторгнутому договору лизинга сумму представленного лизингополучателю финансирования и полученной платы за названное финансирование за время до фактического возврата этого финансирования, а также убытков лизингодателя и иных санкций.
Если превышение имеет место, то оно подлежит взысканию в пользу лизингополучателя.
Такой подход свидетельствует об определении высшей судебной инстанцией отношений лизинга как сложного договорного правоотношения, включающего в себя в большей степени и в первую очередь элементы, тождественные кредитованию и, в последнюю очередь – элементы договора купли-продажи.
Во главу угла отношений между сторонами договора выкупного лизинга выступают финансовые отношения по кредитованию денежных средств и их возврату.
Такая позиция соответствует природе лизинговых отношений, как одного из видов инвестиционной деятельности.